Диагностика учебной мотивации

В методическом пособии «Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса»уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. И соответственно предлагают методику диагностики мотивации учения школьников.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся. Как следствие снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений.

Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация. Построения методики её диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков. Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Смысл складывается из следующих моментов:

Осознание ребенком важности учения, которая определяется выработанными нравственными ценностями, принятыми в окружении и в семье ;

Понимание значимости учения лично для себя, преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, авторы опираются на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

познавательные мотивы.

социальные мотивы.

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности.

Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность, не связаны напрямую с ней.

Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.

Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности и др.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций:

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ

В данном блоке отражены следующие аспекты мотивации: реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий.

Нравится написанное? С чем то не согласны? Есть рекомендации? Напиши админу!!

k0lapss

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *