Методические рекомендации по проведению учебного занятия

Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок», который рассматривается как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности. 

Учебное занятие ограничено во времени. Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в инновационном проекте. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление инновационного проекта — учебное занятие — самоанализ учебного занятия или защита дополнительной образовательной программы – учебное занятие – самоанализ. Е.М. Пахомова рекомендует избегать повторов, как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией, «каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно-профессиональный образ».

Требования к конкурсному учебному занятию:

  1. Важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!
  2. Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.
  3. Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

— глубина   новизна раскрытия темы;

-умение организовать работу учащихся с разными видами источников знаний, включая ЭОР;

-технологичность учебного занятия;

-наличие разнообразных форм и видов деятельности;

-культура речи учителя;

-анализ учебного занятия и рефлексия своей деятельности в соответствии с существующими методиками.

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен».

Учебное занятие отличается и своим содержанием, рассчитанным на незнакомых детей. Надо умело поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства, что станет залогом успешности на уроке.

Учебное занятие проходит в школе, в классе, определённом заявкой, направленной участником конкурса в Оргкомитет. Тема должна соответствовать календарному плану изучения материала.

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ проводится непосредственно после учебного занятия. Он представляет собой разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон.

Самоанализ учебного занятия как конкурсное мероприятие – это выступление педагога, проводившего занятие, и его беседа с членами жюри (что предполагает ответы на вопросы, необходимые для получения дополнительной информации о ходе и результатах деятельности учителя и учащихся на учебном занятии, об оценке успешности этой деятельности).

В ходе пятиминутного выступления педагог может высказать свои соображения по поводу уровня подготовки детей, с которыми пришлось работать, сравнить условия проведения конкурсного занятия с теми, в которых педагог работает на своём рабочем месте, поделиться своими неиспользованными находками (запасными методическими ходами). Кроме того, не нужно бояться указать на собственные ошибки – жюри воспримет это положительно. Следует помнить, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей и другие «недостатки» класса некорректна.

Оценивается способность участника конкурса к рефлексии, умение увидеть ошибки и недочёты, определить уровень собственной успешности.

Педагогу важно, как говорят психологи, иметь «внутренний локус контроля», то есть искать причины эффективности или неэффективности своей деятельности в своих действиях.

Для конкурсанта важно логически выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта работы – представление инновационного проекта – учебное занятие – самоанализ учебного занятия.

Нравится написанное? С чем то не согласны? Есть рекомендации? Напиши админу!!

k0lapss

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *